Ажиотаж вокруг новых проектов – явление обманчивое. Вспомним, например, аниме: когда-то в топе MyAnimeList красовались «Межвидовые рецензенты» – откровенно говоря, эта вульгарная комедия там явно была неуместна. Сейчас же на этом месте можно увидеть «хайпового» новичка – «Фрирен, провожающая в последний путь» (Sousou no Frieren). Однако, в отличие от «Рецензентов», «Фрирен» занимает это место заслуженно.

О чём повествует сериал?
Представьте банальный сюжет о команде героев, ведомых Героем на борьбу с очередным Великим Злом – типичное фэнтези, где исход предсказуем. «Фрирен» меняет правила с самого начала: повествование начинается после победы над королем демонов.
Эпическая битва осталась в прошлом, герои возвращаются домой после десяти лет приключений. У каждого свои планы и стремления, ведь время, отнятое подвигом, не вернуть. Всем, кроме эльфийки Фрирен. Для неё, долгожителя, десять или пятьдесят лет – не срок. Поэтому она не понимает, почему её товарищи странно реагируют на предложение встретиться через полвека, чтобы полюбоваться звездопадом. Когда же осознание приходит, уже поздно. С этого момента она отправляется в путешествие не только в поисках новых заклинаний, но и чтобы понять человеческую природу.
В пути её сопровождает Ферн, юная девушка, которую священник Хайтер знакомит с Фрирен. Ферн, как и Фрирен, обладает магическими способностями, и эльфийка становится её наставницей. Но не ждите типичного обучения – никаких зубрежек и экзаменов. Обучение Ферн происходит естественно, постепенно, в сочетании с повседневной жизнью.
Со временем история возвращается к фэнтезийным корням и подбрасывает Фрирен личный квест – далекое путешествие, сбор команды и сражения. Но фокус сюжета остаётся на другом.

Повседневность как основа
Не совсем та «повседневность», к которой привыкли зрители других аниме. Никаких школ и ромкомов. «Фрирен» – это история о познании и долгом путешествии, поэтому и «повседневность» здесь приключенческая.
Сезоны сменяются быстро, но героиня этого не замечает. Внимание зрителей на течение времени акцентируется лишь нюансами, чтобы не отвлекать от происходящего – например, подписи в углу кадра, указывающие, сколько прошло с момента смерти героя Химмеля. Восприятие времени у Фрирен отличается от человеческого. Эльфийка может потратить полгода на поиски одного цветка, удивляя свою ученицу. Потратить месяцы на расчистку побережья от затонувших кораблей, чтобы увидеть рассвет и получить ещё один кусочек пазла в картине мира. Даже заклинания, которые она собирает, часто оказываются глупыми.
Живости героине придаёт её двойственность. С одной стороны, она обязательная и верная обещаниям. С другой – ленивая, сонливая и рассеянная. Ей тысяча лет, она умна и многое повидала, но это не мешает ей творить странные вещи. В ней сочетаются мудрость и непосредственность, зрелость и детство – и всё это приправлено непониманием окружающих. Впрочем, её спутники ничуть не лучше.
Ферн, например, играет роль заботливой матери при капризном ребёнке, хотя сама недавно была подростком и ещё по-детски срывается. Воин Штарк, присоединяющийся позже, тоже парадоксальный персонаж. Его называют трусом, боящимся сражений, но гном Айзен считает его «сильнейшим». Аниме подтверждает обе стороны его натуры.
Многоликость проявляется во всём. «Фрирен, провожающая в последний путь» – произведение, затрагивающее серьёзные темы, но авторы любят вставлять юмор в неожиданных местах, органично вплетая его в повествование.
Думгай в юбке

Отдельно стоит отметить экшен во «Фрирен». Когда-то «Убийцу гоблинов» называли фэнтезийной экранизацией DOOM. Забудьте об этом.
Если кого и называть анимешной версией Думгая, так это Фрирен. Её хладнокровие в истреблении демонов вызывает восхищение.
Сериал не делает акцент на экшене, но боевые сцены выглядят красочно и динамично. «Фрирен» не растягивает экшен на несколько эпизодов: героям хватает пары минут. Они не стесняются использовать свои сильные стороны. Напротив, они понимают, в чём хороши, и используют свои таланты по максимуму. Все козыри протагонистов объясняются подробно. Флешбеками или демонстрацией – неважно. Важно, что авторы показывают, как заклинание, бывшее непобедимым полвека назад, стало менее смертоносным, или почему Фрирен получила тёмную репутацию среди демонов.
Сложно сказать, чья это заслуга – авторов манги или сценаристов Madhouse. Вероятно, обоих. Режиссёром является Сайто Кэйитиро, работавший над «Одиноким рокером!». Сюжетом занимается Томохиро Судзуки, известный по «Ванпанчмену». Ключевые аниматоры – Сюн Энокидо («Судьба/Апокриф») и Аяко Хата («Стальной алхимик: Братство»). Это далеко не весь состав, но достаточно ли этого?
Композитором сериала выступил Эван Колл («Вайолет Эвергарден»), а опенинг исполняет дуэт Yoasobi.
Итог: рекомендуется к просмотру
Единственный минус – неспешный сюжет и медленное развитие отношений. Но это одновременно и плюс: нам показывают, как эльфийка учится понимать людей, а это требует времени.

Стоит ли смотреть? Безусловно! Если вас не смущает фэнтезийный сеттинг и упор на повседневность, а не на битвы.